Экономико-математическое моделирование системы госзакупок
Нашей компанией совместно с Московским институтом стандартизации и инновационных технологий на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы проведено научное исследование, в рамках которого были выявлены, проанализированы и систематизированы возможности умышленного и неумышленного ограничения конкуренции на рынке государственных закупок на доконтрактном, контрактном и постконтрактном этапе. Всего было выявлено более 25 видов таких возможностей. На основе проведенного нами исследования были предложены изменения в закон «О защите конкуренции», Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок, Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком…, ст.525-534 ГК РФ, ст. 31, 33, 34, 37, 42, 46, 65, 66, 70, 93, 94, 95, 96, 104, 105, 106 44-ФЗ. Также был предложен план реформы системы контроля государственных закупок путем введения Федеральной службы контрактных офицеров, разработаны основные нормы Положения об этой службе.
Превышение цен госконтрактов над рыночными
Общий объем закупок для государственных и муниципальных нужд в России превышает 6 трлн рублей. Согласно расчетам компании «Антирутина», потери бюджета при завышении цен только в открытой части составляют 1,5-2 млрд рублей. Переплата составляет в среднем 16%, по продуктам питания 21%, по содержанию и управлению недвижимостью 17%, по оргтехнике 27%, по образовательным услугам 29%, а по закупкам в сфере здравоохранения и строительства достигает порой 40%. При этом расчеты компании «Антирутина» не учитывали завышения объемов работ, заложенные в технических заданиях и иные ухищрения заказчиков по ограничению конкуренции. Это означает, что существует огромный потенциал снижения затрат по государственным контрактам, а для его реализации необходимо провести работы по экономико-математическому моделированию госзакупок.
Статистика жалоб в ФАС по госзакупкам
Как видим, при текущем состоянии законодательства в этой сфере дальнейшего повышения экономии бюджетных средств уже не происходит. По данным ЕИС в ФАС с начала 2017 года подано более 31 000 жалоб по вопросам контроля госзакупок, за 2016 год – более 73 000 жалоб, а в 2015 году более 62 000. То есть число жалоб, а значит, и нагрузка на контролирующие органы не уменьшается, а превышение цен государственных контрактов над рыночными ценами по-прежнему существует. При этом далеко не всегда решения ФАС или суда защищают интересы добросовестных участников закупок, которые могли бы обеспечить здоровую конкуренцию в процессе закупки. Это означает, что требуются точечные и тщательно финансово обоснованные изменения в действующем законодательстве о государственных закупках.
Госзакупки как мера стимулирования малого бизнеса
Что касается использования системы государственного заказа как способа поддержки отечественного малого бизнеса, то в этой связи очень интересно исследование 2016 года Фукиной С.П., Гафуровой Г.Т., Нотфуллиной Г.Н., в рамках которого построена регрессионная модель с высоким уровнем значимости вида: ln(OBOR) = 12.934 + 0.884 × ln(ZAK_SMP), где OBOR – среднерегиональный годовой оборот малых предприятий, а ZAK_SMP – количество государственных и муниципальных заказчиков, разместивших заказы для субъектов малого предпринимательства в год. Скорректированный R-квадрат модели 52% показал, что денежный оборот малых предприятий на 52% зависит от количества государственных и муниципальных заказчиков, размещающих у них заказы. Это означает, что повышение степени открытости рынка государственных закупок на 10% увеличивает оборот малого бизнеса на 5,2%.
Предлагаемый нами законопроект по внесению изменений в 44-ФЗ
На текущий момент для формирования данных предложений в законопроект планируется осуществить глубокий статистический анализ и грамотное финансово-экономическое обоснование данных изменений.