Каталог статей

Возврат некачественного товара продавцу

Защита прав потребителей

В этой статье мы обсудим вопрос, как грамотно и быстро вернуть некачественную приобретенную технику продавцу. Очень часто возврат некачественной техники превращается в настоящий квест, потому что продавцы отказываются признавать товар бракованным, устраивают дополнительные проверки и пытаются доказать, что товар сломан по вашей вине и не имеет заводского брака. Сегодня мы разберем, как быть во всех этих ситуациях и как правильно вести себя с продавцом. Если у вас возникла спорная ситуация с продавцом, мы поможем вам защитить ваши интересы.

Права потребителя при покупке некачественного товара

На основании ч.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, потребовать замены товара, устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками в случае требования возврата денег. Аналогичные условия содержатся в ст. 503 ГК РФ.

Право выбора за потребителем

В Приказе МАП РФ от 20.05.1998 «О некоторых вопросах, связанных с применением закона РФ «О защите прав потребителей» сказано, что «В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору предъявить любое требование из предусмотренных в настоящих статьях.

Действия, которые необходимо предпринять

Это означает, что Вам необходимо написать продавцу письменную претензию, в которой необходимо изложить, в чем именно состоит брак приобретенного товара, и выбрать то действие, которое должен выполнить продавец из выше перечисленного списка. При этом вы вправе попросить продавца самостоятельно забрать товар у Вас либо иным способом оплатить доставку, если техника крупногабаритная.

Обмен и возврат некачественной техники

С техникой ситуация обстоит несколько сложнее. Если товар является технически сложным, то такое требование лучше всего предъявлять в течение 15 дней с момента покупки. В противном случае товар будет заменен или принят назад, только если недостаток будет признан существенным или если в течение каждого года гарантийного срока товар находится на ремонте более 30 дней. Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.

Обмен и возврат современной техники

Обратите внимание, что перечень уже достаточно стар и многие виды техники были изобретены после его утверждения, потому продавцы, покупатели и юристы часто ведут споры о том, состоит ли тот или иной товар в этом перечне. Нужно очень внимательно читать все пункты перечня и обстоятельно проверять, подходит ли техника к этому пункту или нет.

Перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату

Продавцы часто путают разные перечни товаров, которые по сути имеют разный смысл. Так, нашим клиентам часто приходилось слышать, что товар заменен или возвращен быть не может, так как он состоит в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Такой перечень действительно существует, однако речь в нем идет о товарах надлежащего качества. Если техника не работает, это значит, что она не является товаром надлежащего качества и подлежит возврату на условиях, предусмотренных законом.

Правила проверки качества товара

В соответствии с ч.5 ст.18 продавец обязан был принять товар по просьбе покупателя в любом случае. Также он вправе при необходимости осуществить проверку качества товара. На этот пункт продавцы часто ссылаются, затягивая принятие решения по вопросу возврата денег. Чаще всего продавцы говорят, что проверка будет проводится 20 дней на территории продавца.

В соответствии с той же ч.5 ст.18 потребитель вправе принять участие в такой проверке. И это очень важно для покупателя. В этой ситуации он будет видеть, что происходит с приобретенным им товаром, как именно происходит проверка и никто не сможет причинить вред товару, который потом может быть недобросовестно перенесен на самого потребителя.

Сроки обмена и возврата некачественного товара

В соответствии со ст.22 возврат денежных средств, уплаченных за товар, должен быть осуществлен в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования. 20-дневный срок удовлетворения требования потребителя установлен в случае требования замены товара ненадлежащего качества статьей 21 того же закона.

При этом в Приказе МАП РФ от 20.05.1998 «О некоторых вопросах, связанных с применением закона РФ «О защите прав потребителей» на этот счет совершенно однозначно сказано: «При решении вопроса о том, имело ли место нарушение сроков удовлетворения требований потребителей, необходимо иметь в виду, что проверка качества (экспертиза), предусмотренная пунктом 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», должна быть произведена продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), в пределах сроков, установленных статьями 20,21, 22 Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения предъявленных требований». Это означает, что при предъявлении требований о возврате денежных средств срок проведения проверки ограничен также 10 днями.

Справки о неремонтопригодности товара

Также продавцы часто требуют от покупателей в таких случаях справок о неремонтопригодности товара, пытаясь навязать потребителю не замену товара, а его ремонт, что, конечно, дешевле. В соответствии с ч.1 ст.18 потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи при обнаружении в товаре недостатков, независимо от того, являются ли они ремонтопригодными или нет. В соответствии с п.6 ст.503 ГК РФ (о неприменимости положений ст.503, противоречащих закону о защите прав потребителей) и Приказом МАП РФ от 20.05.1998 «потребитель вправе потребовать расторжения договора купли — продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.

Учитывая это, положение статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» (в редакции до 2007 года), предусматривающее возможность предъявления требований о расторжении договора в отношении технически сложных товаров только в случае выявления существенных недостатков, применяться не должно». Более того, на самом деле таких справок в принципе не бывает. Любой товар ремонтопригоден, в худшем случае, если поменять в нем все детали, вопрос только в цене.

Самостоятельная экспертиза некачественного товара

В соответствии с Приказом МАП РФ от 20.05.1998 потребитель может не передавать товар для проверки качества продавцу, а выполнить экспертизу товара у сторонней организации. Такую экспертизу Вы, например, можете выполнить в Московском научно-исследовательском институте стандартизации и инновационных технологий. В соответствии с тем же приказом продавец обязан возместить расходы на проведение экспертизы на основании ч.5 ст.18 закона.

Ответственность продавца

В соответствии с ч.1 ст.23 за просрочку выполнения данных обязанностей продавец уплачивает пеню в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. На основании ч.5 ст.13 закона данные требования должны быть удовлетворены продавцом добровольно, в противном случае суд взыскивает с продавца в размере 50% от всех сумм, присужденных в пользу потребителя.

Таким образом, вы видите, что свои права необходимо отстаивать. Продавцы часто не разбираются во всех тонкостях закона или вовсе хитрят, надеясь, что вы не будете себя защищать. Если у вас остались вопросы или возникли сложности в решении проблем с недобросовестным продавцом, мы Вам с радостью поможем!