Ужесточение требований к участникам государственных закупок
Совет Государственной Думы внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части дополнения единых требований, предъявляемых к участнику закупки. Законопроект предусматривает ограничение участия в государственных закупках физических лиц и юридических лиц, руководители, члены коллегиального исполнительного органа или главный бухгалтер которых, имеют судимость по статьям 289-291′ УК РФ, а также привлекавшихся к административной ответственности по статье 19.28 КоАП за 2 года. То есть лица, незаконно покровительствующие другим организациям с целью получения выгоды, либо осужденные за получение или дачу взятки, либо осуществившие незаконное вознаграждение должностных лиц от своего имени, могут лишиться возможности участия в государственных закупках.
Законопроект был внесен 6 июня 2016 года и имеет номер 3872п-П13. На сегодняшний день, 18.10.2016, он еще не рассматривался на заседаниях Государственной Думы.
Цель законопроекта весьма очевидна. Она состоит в пресечении коррупции в сфере госзаказа. Подобного рода запреты действуют в Европейском союзе уже давно. Стоит отметить, что рост нарушений по статье 19.28 ежегодно растет. С 60 нарушений в 2012 году это число выросло до 431 в 2015 году. Принятие этого закона может нести и профилактический характер: он заставит компании серьезнее относиться к негативным последствиям поощрения коррупции.
Вполне возможно, что закон поможет получить определенную экономию и повышение эффективности расходования бюджетных средств ввиду отсечения нелегальных схем проведения госзакупок.
На наш взгляд, такие ограничения весьма благотворно скажутся на степени доверия компаний к этой сфере бизнеса, на конкуренции и повышении эффективности госзакупок. Единственное опасение заключается в том, что постепенное увеличение требований к участникам закупок может перерасти разумные пределы и превратиться, например, в запрет принимать участие в госзакупках юридическим лицам, имеющим небольшие нарушения в сфере налогового законодательства или иные незначительные нарушения. Однако пока до этого далеко, и на сегодняшний день предпринимаются весьма разумные меры по приведению в порядок и повышению авторитета системы государственных закупок в стране и повышению в ней здоровой конкуренции.