Каталог статей

Место происхождения товара в 44-ФЗ

Страна происхождения товара

Многие наши клиенты при участии в госзакупках сталкиваются с большим количеством подводных камней при заполнении заявки на участие в аукционе или иных видах заказов. Имея абсолютно честные намерения вовремя поставить заказчику качественный товар, они самостоятельно подают заявку, а потом через несколько дней взволнованно звонят нам с одной и той же просьбой: нам срочно нужна консультация по госзакупкам, нас отклонили!

И всякий раз наши специалисты по госзакупкам выясняют, что клиент допустил ошибки в заявке, исправить которые подчас бывает не так легко. Одной из популярных проблем при подаче заявок является неуказание наименования места происхождения товара или производителя. Необходимость этой информации определена в ч.1б п.3 ст.66 Федерального закона 44. Как правило, анализ конкурсной документации показывает, что заказчик в точности копирует статьи закона и требует указания этих данных в заявке.

На наш взгляд, в большинстве случаев это требование является достаточно надуманным и подчас противоречивым.

Наименование места происхождения товара — что это такое

В соответствии с ч.1 ст.2 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок базируется на положениях Гражданского кодекса. В 44 законе понятие “наименование места происхождения товара” не определено.

Ст.1516 ГК РФ определяет это понятие как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Государственная регистрация мест происхождения товара

При этом п.1 ст.1518 гласит, что наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации. Государственный реестр НМПТ содержит на сегодняшний день всего 149 наименований, то есть в большинстве случаев товар, планируемый к поставке, не обладает никакими особыми свойствами, которые как-либо определяются характерными для того или иного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Таких требований, как правило, не содержится и в аукционной документации.

Соответственно, указать наименование места происхождения товара поставщик чаще всего не может в связи с отсутствием НМПТ в государственном реестре и несоответствием его определению, данному в ст.1516 ГК РФ.

Если участник государственного заказа является производителем

Двусмысленная ситуация возникает у поставщика тогда, когда производителем планируемого к поставке товара является он сам. В соответствии с п.1 ст.54 наименование производителя – это наименование юридического лица, то есть наименование организации.

Однако, п.5 ст.66 44-ФЗ гласит, что наименование организации должно указываться во второй части заявки. Более того, п.15 ст.66 и п.19 ст.68 44-ФЗ обеспечивают конфиденциальность информации об участниках аукциона, указанной в п.5 ст.66 44-ФЗ до размещения протокола. Наименование организации прямо перечислено в ч.1 п.5 ст.66 44-ФЗ. Таким образом, заказчик не может его знать до размещения протокола.

Нарушение конфиденциальности сведений об участниках прямо нарушает п.2 ст.8 44-ФЗ, а именно принцип обеспечения конкуренции, являющийся основой контрактной системы в сфере закупок.

Однако, согласно ч.1 п.4 ст.67 закона непредоставление информации, указанной в ч.3 ст.66, в том числе и наименования места происхождения товара или наименования производителя, является полноценным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

В какой форме предоставляются сведения о месте происхождения товара

Таким образом, поставщикам, не желающим быть отклоненными, соблюдать этот пункт и указывать нужную информацию все-таки необходимо, и делать это нужно грамотно. Практика показывает, что ввиду отсутствия точной формы предоставления этих сведений, разные заказчики могут отклонять заявки, в которых даже имеется указание места происхождения товара или производителя, но не в правильной форме. При оформлении заявок нашим клиентам мы всегда руководствуемся имеющейся практикой конкретного заказчика, рассмотрения жалоб по данным мотивам в его регионе, специфику товара и конкурентной среды, в которой работает поставщик, и уже после тщательного анализа грамотно формулируем каждый пункт заявки. О том, какие проблемы могут возникнуть у Вас при оформлении заявки, Вы можете прочитать на этой странице.

Своим клиентам мы всегда напоминаем, что тендерный консалтинг гораздо эффективнее вести изначально на этапе составления заявки, нежели исправляя уже сделанные ошибки путем жалоб в контролирующие органы.

Все ссылки на законодательство приведены по состоянию на 18 сентября 2014 г.